Внимание!

Наш блог переехал по новому адресу:

http://detsad2382.blogspot.com/

У нас появилась "Книга Памяти" наших прадедов-участников Великой Отечестенной войны.





Уважаемые родители! более подробные фотографии с мероприятий вы можете увидеть здесь

суббота, 27 февраля 2010 г.

Познаем играя

Многофункциональное пособие "Кольца Луллия".
Об изготовлении пособия и его использовании читаем далее:

Статья об использовании пособия "Кольца Луллия"
 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:


« КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»



«Морфологический анализ – один из самых распространенных методов поиска новых решений, идей – является первым примером системного подхода к перебору вариантов. Он включает в себя анализ объектов, которые мы хотим использовать и синтез новых, знакомых или невиданных ранее объектов.»

Страунинг А.М.«Методы активизации мышления дошкольников»



Один из вариантов использования метода морфологического анализа – так называемые «Кольца Луллия».

Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разный. Например на одном кольце - разнообразные деревья, на другом – их листья , или семена. На одном – животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом – их «дома».

Во многих дошкольных учреждениях кольца надеваются на карандаши и раскручиваются на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно, и дети быстро теряют интерес. Кроме того, все картинки остаются на виду у детей и отвлекают их внимание. Мы изготовили специальное жесткое, стационарное пособие, при котором внимание ребенка направленно исключительно на решение поставленной задачи.

Для изготовления пособия возьмите два прямоугольных куска оргалита размером: ширина - один диаметр ваших колец, длина - на 2-4 см. меньше 2-х диаметров колец. На нижнем оргалите в местах предполагаемых середин колец, укрепите штыри. А по периметру окаймите небольшим бортиком. С нижней стороны прикрепляются ножки.

В верхнем прямоугольнике вырезается окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания.

Для свободного и удобного вращения колец, я предлагаю использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются за счет того, что ширина пособия на 2-4 см меньше 2-х диаметров пластинок..
Подготовка к игре:

1. Установить пособие на столе.

2. Снять крышку.

3. На пластинки сверху уложить выбранные круги с картинками.

4. Закрыть крышкой.

5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок.



Игры с использование пособия «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют самостоятельно кольца, комбинируют задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры.



Варианты колец:

Для игр с экологическим содержанием:

№1 Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен.

№2 Семена и шишки вышеперечисленных деревьев.

№3 Листья вышеперечисленных деревьев.

№4 Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица

№5 Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога.

№6 Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.

№7 Разные формы птичьих клювов.

№8 Разные виды птичьих ног.

№9 Разные виды птичьих крыльев.

№10 Город, деревня, лес, море, горы, болото.

№ 11 Любые животные

№ 12 Детеныши животных кольца №11


№1 №8 №17



№14 №15 №18

Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте:

№ 13. 1 Картинки с изображением предметов со звуком Р в начале, середине и конце слова

№ 13.2…n … со звуком Л, Ш, Ч и т.д

№ 14 Схемы для поиска заданного звука

№ 15 Символы, обозначающие большой и маленький размер.

№ 16 Цифры от 1 до 8

№ 17 Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.

№ 18 Любые предметы





Игры с Кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:

1-й тип игры

Игры на подбор пары.

В этих играх в одном из окошек устанавливается картинка, а пара к ней подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке

1-го кольцо обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца.



Пример. Игры экологического содержания.

1. «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ» - кольца № 4 и №5

2.«НАЗОВИ ДЕТЕНЫША» - кольца № 11 и № 12

3. «С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?» - кольца № 1,2, № 2,3, №1,3

4. «КРЫЛЬЯ, НОГИ И КЛЮВЫ» - кольца № 6,7; № 6, 8; № 6, 9.

5. «ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТЕНИЯ» - кольца № 6,10



Пример. Игры на формирование фонематического слуха, формированию грамматического строя речи и по обучению грамоте:

6. «НАЙДИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СЛОВА» - кольца № 14 и 13….n

7. «ЧЕЙ ДОМ?» - кольца № 4 и 5 («Берлога чья? Медвежья».)



2-ой тип игры

Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошках. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца. И наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Кроме того, если каждый круг имеет по 8 картинок, то у вас возникнет 64 комбинации.



Пример. Игры на формирование звуковой культуры, грамматического строя речи и обучению грамоте:

1.«ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ» - кольца № 17, 11.

2. «НАЗОВИ СКОЛЬКО» - кольца № 16, 6; № 16,1; № 16, 4; № 16, 18.

3. «УМЕНЬШАЕМ, УВЕЛИЧИВАЕМ» -№ 15, 17;



3-й тип игры

Игры на развитие творческого воображения.

Для этой игры подбираются кольца как для первого типа игр, но раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

1. Кольца № 11, 12

Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботится, чему она станет их учить. Заранее уговариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.

2. Кольца № 4, 10.

Комбинации: Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк?

Лиса в болоте - погналась за добычей, вот и завязла бедная.

Лиса в деревне - опять кур крадет.

Лиса в городе – в зоопарке. И.т.д.

3. Кольца № 6, 10 можно использовать для обсуждения - почему птица не может жить в данной местности.



Вы самостоятельно можете изобретать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и ваши воспитанники.



Желаем удачи!

Логинова Лариса, методист, ГОУ № 2382 «Дубравушка», СЗУО г. Москва.